Обязательный досудебный претензионный порядок для исков
по гражданским делам

Обязательный досудебный претензионный порядок для исков по гражданским делам.

 С 1 июня 2016 года введен обязательный досудебный порядок для исков по гражданским делам. В соответствии с ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса, теперь можно с иском обратиться в суд только спустя 30 календарных дней со дня направления претензии, если конечно иные сроки не установлены в законе, договоре или ваш контрагент не ответил на вашу претензию в более короткий срок.

 Что это значит?

Перед тем как направлять исковое заявление в суд вам обязательно необходимо соблюсти претензионный порядок и обратиться к «нарушителю» с претензионным письмом, в противном случае суд не будет рассматривать ваш иск и оставит его без движения.

Претензионное письмо можно не направлять только в следующих делах:

  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  • о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок и права на исполнение судебного акта в разумный срок;
  • о несостоятельности (банкротстве);
  • по корпоративным спорам;
  • о защите прав и законных интересов группы лиц;
  • о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования;
  • об оспаривании третейских судов;
  • при направлении встречного иска.    

 

Ваше претензионное письмо должно обязательно содержать следующую информацию: обстоятельства, из которых возникло правоотношение между вами и вашим контрагентом (например: договор и его реквизиты); обстоятельства, свидетельствующие о нарушении прав отправителя претензии (например: неоплата выполненных работ или оказанных услуг в установленные в договоре сроки и/или предусмотренном объеме); ссылки на документы, подтверждающие обстоятельства, на которые отправитель претензии ссылается (например: акт приема-передачи выполненных работ, акты по форме КС-2, КС-3, акт сверки взаиморасчетов и пр.); ссылки на нормативно-правовые акты и положения договора, которые обосновывают требования (например: пункты договора, оговаривающие сроки и размер оплаты, размер пени за нарушение сроков оплаты, статьи Гражданского кодекса относящиеся к данным правоотношениям и т.д.); расчет взыскиваемой суммы (расчет суммы задолженности, суммы пени, прочие требования, если они имеются); требования лица, направляющего претензию и срок его исполнения (требование нужно сформулировать четко и ясно, чтобы избежать разночтений, а также точно указать срок его исполнения).

Претензию нужно направить адресату способом, который позволит зафиксировать факт направления претензии, факт ее получения адресатом и содержание претензии. Чтобы соблюсти эти требования, претензию можно направить по почте или с помощью курьерской службы (курьером). Иные способы (факс, электронная почта и др.) не позволяют достоверно подтвердить перечисленные выше обстоятельства. При отправке претензии почтой нужно отправить письмом с описью вложения и уведомлением, таким образом, вышеуказанные факты будут подтверждены квитанцией об отправке, описью с печатью почты и вернувшимся отправителю уведомлением. Если же вы воспользовались услугами курьера, то необходимо получить подпись получателя на копии претензионного письма.

По истечении 30 дней с даты направления претензии, если ваш контрагент не исполнил ваши требования, вы можете обратиться в суд. В более короткие сроки можно обращаться в суд только в случае, если это оговорено в законе или в вашем договоре, поэтому на это стоит обращать внимание при заключении договоров.

В "Шолтич и партнеры" помогут Вам провести обязательную досудебную претензионную работу, как и впоследствии представят Ваши интересы в суде.