Недвижимое имущество и свидетельство на него

Отмена выдачи государственного свидетельства о собственности и что это значит?

С 15 июля 2016 года вступили в силу изменения в закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Суть этих изменений заключается в том, что Росреестр перестал выдавать бумажные свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество.

Теперь, как сам правообладатель, так и любое заинтересованное лицо, сможет удостовериться в том, что регистрация права произошла, только заказав выписку из ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество). Таким образом, с одной стороны упростили и «удешевили» работу Росреестра, а с другой в какой то степени «обезопасили» граждан и предпринимателей. Смысл в том, что «старое» бумажное свидетельство о собственности не содержало всей необходимой и актуальной информации, оно фиксировало право конкретного лица на недвижимость только на момент регистрации. Выписка из ЕГРП же показывает самую актуальную информацию (в течении последних пяти рабочих дней), а также содержит дополнительную - сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении объекта недвижимости (например, если суд рассматривает дело, в котором оспаривается право собственности в отношении этого недвижимого имущества), отметки о возражении в отношении зарегистрированного права, сведения о наличии решения об изъятии объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

Росреестр выдает выписку из ЕГРП любому лицу в неограниченном количестве, в отличие от свидетельства о собственности, которое получал только собственник после регистрации своего права собственности. Если привести сравнение на примере, то при покупке недвижимости вас не устроит свидетельство о собственности пятилетней давности, так как собственник мог поменяться много раз, имущество может оспариваться в суде, а также могло быть изъято, например, для муниципальных нужд. Выписку же из ЕГРП вы можете получать хоть каждый день и со всей интересующей вас информацией.

Как можно получить выписку из ЕГРП?

Росреестр предоставляет сведения из реестра ЕГРП любому лицу по его запросу. Выписка предоставляется в виде бумажного или электронного документа.

Обратиться в Росреестр за предоставлением данной выписки можно следующими способами:

  • лично через филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» или многофункциональный центр (далее – МФЦ) или отправив запрос по почте;
  • через сайт Росреестра в электронной форме;
  • с помощью информационного ресурса, который содержит сведения реестра.

 

Выводы:

Государство решило упростить документооборот, исключив бумажный документ, который не выполнял в полной мере возложенные на него функции. Наличие бумажного свидетельства не исключало злоупотреблений при сделках с недвижимостью. Теперь-же информация о недвижимом имуществе становиться «открытой» и доступной каждому. Развивается электронный документооборот.

Риски для собственников недвижимости, как и для приобретателей недвижимого имущества не возрастают, а наоборот скорее всего уменьшаются. К тому же теперь может каждый сам "проверить" недвижимое имущество на предмет рисков его приобретения, не обращаясь за такими услугами к риэлторам.